|
|||||
(Педагогическая
импровизация
в Самаре) "Идеал
исполнителя
- быть
достойным
посредником
между духом
великого
художественного
произведения
и публикой". П.И.
Чайковский Музыкант
от Бога.
Баянист тончайшего
тембрального
слуха,
живого воображения,
блестящей
техники. Его
исполнение
пронизано
искренним и
самобытным
поэтическим
чувством,
большой
импровизационной
свободой.
Именитый
гость
Самары - Фридрих
Липс. Это он
создал
репутацию
баяна как инструмента
с
неограниченными
техническими
и звуковыми
возможностями.
Этому
Мастеру
удалось,
используя
специфику
звукообразования,
выявить
такие
таинства
"души"
инструмента,
которые
иначе, чем
фантастикой,
не назовешь. Создавая
уникальную
ауру звуков,
баян Фридриха
Липса
рождает
особую
притягательную
силу,
пленяющую
слушателей
и
превращающую
их в
поклонников
этого жанра.
Для
композиторов,
пишущих и
баянную
музыку, - это
творческий
импульс,
благословляющий
на новые
полотна и
даже
инструментальные
концерты
для Маэстро. Фридрих
Робертович
Липс
родился на
Урале в
обрусевшей
немецкой
семье.
Окончил
Магнитогорское
музыкальное
училище им.
М.И.Глинки,
ГМПИ им.
Гнесиных.
Сейчас
профессор
Липс -
заведующий
кафедрой
народных
инструментов
РАМ им.
Гнесиных.
Гастролировал
с сольными
концертами
в США, Канаде,
Японии,
Китае, Германии,
Франции,
Испании,
Италии,
Голландии,
Дании и
других
странах. Автор
многочисленных
переложений
и транскрипций
для баяна,
статей по
теории
баянного
исполнительства,
инициатор и
редактор-составитель
многотомной
"Антологии
литературы
для баяна", книги
"Искусство
игры на
баяне",
которая переведена
на немецкий
язык и
издана в
Германии. Творческое
кредо
Фридриха
Липса -
"открывать
неведомое и
творить
красоту" -
снискало
ему славу
большого
Мастера.
Если
собрать все
публикации
о Липсе -
исполнителе
(а это следует
сделать!),
получилась
бы
многотомная
исповедь
рецензентов,
посвященная
многолетнему
творчеству,
артистической
свободе,
интерпретаторскому
искусству,
восторженному
преклонению
и всему, что
рождается
от единения
яркого
таланта и
упорного
труда. Огромная
сила -
искусство
музыкальной
интерпретации!
Оно
приводит
человеческую
душу в
соприкосновение
с
творчеством
гениев
музыкальной
мысли,
запечатлевших
в своих
творениях
яркие
мгновения
эпохи. Попытки
распознать,
в чем магия
привлекательности
музыки, созданной
руками
Липса, и
какую роль
при этом играет
синтез homo sapiens
(человек
думающий), homo faber
(человек
действующий)
и homo creator (человек
творящий),
приводят к
убеждению в
правоте
великого
Микеланджело,
утверждавшего
величие
кисти,
повинующейся
интеллекту. В своё
время
известный
западный
культуролог
Авраам Моль
("Социодинамика
культуры")
считал, что
игра есть
искусство
звуков, завораживающая
манипуляция
ими. Фридрих
Липс тоже
завораживает,
но иным
способом -
властью
музыкального
интеллекта.
Его исполнение
музыки - это
раздумья
мудреца, который
не просто
повествует
звуками о
некогда
происшедшем
событии.
Безупречное
чувство
стиля и
углублённость
проникновения
в мир
исполняемой
им музыки
помогает
слушателю
стать и
свидетелем
события той
эпохи, и
единомышленником
Музыканта.
Слушая
Фридриха Липса,
слышишь
самобытно
мыслящего и
образно
творящего
художника,
раскрывающего
и вечную
новизну
музыкальной
классики, и
свою
душевную
неповторимость,
словом,
личность
артистически
гармоничную. …И вот
Маэстро
Липс на
Волге.
Фридрих
Робертович
дал
согласие
провести
мастер-классы.
Самарскому
любителю
баянного
искусства представилась
возможность
войти в
творческую
лабораторию
знаменитости,
приобщиться
к процессу
оживления
художественных
идей,
зашифрованных
в
загадочных нотных
знаках, и
наблюдать
удивительное
преображение
многообразия
вертикалей
и горизонталей
музыкального
текста в
живые чарующие
звуки. Встречи
с Липсом -
Педагогом
проходили в
концертном
зале
музыкального
училища, где
событие
объединило
преподавателей
академии
культуры и
искусств,
педуниверситета,
музыкальных
школ и
училища,
многочисленных
студентов. …В
ожидании
притихла
взволнованная
публика.
Поклоны,
приветствия,
общая
приподнятость
настроения….
Вдруг зал
разразился
аплодисментами.
Легко
вообразить,
что
творилось в
душе
студентов II
курса
академии
культуры и
искусств
Дмитрия
Кузьмина и V курса
педуниверситета
Ивана
Мельникова, которым
выпала
честь
участвовать
в педагогическом
диалоге с
Мастером. Позже
они выразят
удивление -
как быстро
он помог
прийти в себя
и
включиться
в действие
памятного
для них
"спектакля",
который,
возможно,
больше никогда
не
повторится…. При
четко
продуманной
режиссуре
занятия, его
целей, задач,
структуры
не покидало
ощущение
сплошной
педагогической
импровизации,
сиюминутности
рождения
действий
Учителя. Предстояла
работа над
пьесами
Доменико Скарлатти
и Антонио
Вивальди.
Одних имён
композиторов
достаточно,
чтобы
мысленно перенестись
в эпоху
великих
титанов
Возрождения,
их шедевров
в музыке,
поэзии,
скульптуре,
архитектуре,
живописи…. Об
этом и
заговорил
Маэстро.
Природа не
поскупилась,
одарив его и
ораторским
талантом.
Зал внимал
вдохновенному
рассказу о
Ренессансе,
о пышном
расцвете
всех
искусств, рождении
новых
музыкальных
жанров,
ярких стилей,
в коем
преуспели
многие
композиторы,
в том числе Д.
Скарлатти,
чья
клавесинная
игра
поражала
воображение
своей
виртуозностью;
А. Вивальди,
волшебник-скрипач,
сочинявший
удивительную
музыку и
положивший начало
не только
жанру
сольного
инструментального,
но и
ансамблево-оркестрового
концерта (кончерто
гроссо). …Погружение
в великую
эпоху
предназначалось,
прежде
всего,
ученику,
который
здесь и сейчас
прикоснется
к
произведениям
той поры. И
произойдет
это на
глазах
восхищенного
рассказом
зала. Первые
звуки, фразы,
пассажи….
Дима
Кузьмин,
подогреваемый
ободряющими
похвальными
словами "нормально",
"лучше",
"хорошо",
"молодец",
"замечательно",
вышел,
наконец, из
состояния "предстартовой
лихорадки".
Маэстро
окончательно
раскрепостил
и окрылил
ученика. Далее
опять
увлекательное
повествование
о стиле
Д.Скарлатти,
об
исполнительских
школах, об
опыте и
манере
исполнения
пьес
композитора
на баяне, о
возможных
интонациях,
качестве
звука. Тем
временем
зал, похоже,
мысленно
тоже
поддался
магии
педагога и
жил теми же музыкальными
проблемами.
Вызывало
улыбку то,
как
некоторые
из
присутствующих,
"упражнялись"
на
воображаемой
баянной
клавиатуре,
используя
подлокотники
кресел и реагируя
в ходе
занятия на
замечания,
подсказки,
советы
педагога. Стиль
Ф.Липса -
педагога
приятно
удивляет
четкостью
организации
процесса
обучения,
лаконичностью,
в которую
включено
множество
приемов
стимуляции
творческих
поисков
обучаемого.
Общение с
ним легкое,
ненавязчивое,
фразы
краткие, но
емкие,
оставляющие
простор в
креативном
поле. Хотел
ли того
ученик,
готов ли был,
но оказался
в ситуации
неожиданного
азарта от
тактичных,
но настойчивых
заданий
учителя:
"подумай", "попробуй",
"рискни",
"создай" и
т.п. Педагогам,
присутствующим
в зале,
известна
цена подобных
"провокаций"
на
импровизацию.
И студент
оказался во
власти
педагогической
импровизации
самого
Фридриха
Липса. Вдохновенно
работая с
учеником,
Ф.Липс напоминал
увлекшегося
скульптора,
который лепил
что-то очень
значительное,
тщательно соизмеряя
гармонию
частей и
целого. Он
был безупречен,
расставляя
смысловые
акценты на
штрихах, приемах,
нюансах, из
которых в
итоге
создавалось
единство
смысла и
чувства. В
импровизациях
педагога не
было ни
случайности,
ни
стихийности.
Скорее это
была расчетливая
свобода и
располагающая
естественность,
которые помогли
Маэстро
осуществить
педагогические
замыслы. И,
что важно, не
прекращалась
стимуляция
одухотворенности.
Ученик все время
ощущал
творческую
энергетику
урока, при
которой от
него
требовалась
способность
придать
своей игре
какую-то
неповторимость,
первозданность,
что
давалось не
так просто. Способность
обходить
вниманием
незначительные
огрехи,
искусство
создавать
творческую
динамику и
четко
держать
главную идею-
цель
позволяли
ученикам
поверить в
себя,
почувствовать
хотя бы на
миг
состояние музыканта
"без
ахиллесовой
пяты". Без
таких
мгновений
не
совершаются
прорывы в
чудеса
самопознания
и
самопроявления.
Педагогическая
концепция
Ф.Липса
возникла не
вдруг. Почти
два
десятилетия
тому назад
появилась
известная
теперь
каждому музыканту
книга
"Искусство
игры на
баяне".
Именно ею
Маэстро
подводит итог
разногласиям
и
противоречиям
в дискуссиях
по поводу
того как
обучать
баяниста. Споры
бушевали до
восьмидесятых
годов теперь
уже
прошлого
столетия. Вряд
ли исчезнет
из памяти
тот накал
страстей,
когда
представители
баянной
школы
ломали
копья в
Киеве на Всесоюзном
семинаре
под
руководством
М.Гелиса (1961
год), где
довелось
присутствовать
автору этих
строк. В
штыки
принимались
многие
нововведения:
применение
большого
пальца
правой руки,
его место на
клавиатуре,
посадка,
постановка,
даже
функция
плечевых ремней
и их
использование
в игре -
одного или
обоих. Было
немало
сторонников
того и другого
варианта.
Вспоминается
острая
полемика и
по поводу
методических
работ об
основах
обучения
игре на
баяне
И.Алексеева,
П.Говорушко,
А.Полетаева,
Н.Ризоля. Столкновения
между
киевской и
московской
школами
заметно
поутихли
после
выхода сборников
под
редакцией
Ю.Т.Акимова
"Баян и баянисты",
на
страницах
которых
педагогическая
элита
получила
возможность
делиться
своим
теоретическим,
методическим
и
практическим
опытом, проверенным
временем. Эти
эпизоды
стали
теперь
фактами
истории становления
отечественной
баянной
школы, в
которой
несомненную
роль сыграл
Фридрих
Липс. За
рубежами
нашей
страны
признаны теоретико-методические
основы обучения
баянной
игре, равно
как
признано в
мире
исполнительское
мастерство
отечественных
баянистов.
Не
оспаривается
сегодня и
пальма
первенства
баянной
школы
России. В
Санкт-Петербурге
весьма
успешно
действует
международная
школа
аккордеона,
руководитель
профессор
Н.А.Кравцов.
Проводимые
там мастер-классы
отечественных
и
зарубежных
баянистов
ни в чем не
уступают
скрипачам
или пианистам.
Баянная
методика
выходит на
новые профессиональные
исполнительские
цели и "высшие
этажи"
педагогического
творчества,
где признанным
эталоном,
безусловно,
остается Ф.Липс. …Вернемся
опять к
педагогической
импровизации
профессора
в Самаре.
Продолжая
мастер-класс,
Маэстро
обратился к
особенностям
исполнения
концерта
"Времена
года" Антонио
Вивальди
(Зима). Здесь
свою роль
сыграл фейерверк
приемов,
позволивших
ученику прочувствовать
каждую ноту
"и умом и
сердцем".
Музыкальный
анализ
сопровождался,
в одних
случаях,
игрой
воображения,
поиском ассоциаций,
образных
представлений,
сравнений
музыки с
живописью, с
литературными
источниками;
в других -
возникала
необходимость
в чувственных
ощущениях
"холода",
"зябкости".
Музыкальная
задача
толкала на
поиск
согревательных
движений и
усилий,
способных
на этом
холодном
фоне
создать
тепло уюта и
душевного
комфорта.
Эмоциональный
"натиск" педагога,
игра
разбуженного
воображения
помогали
ученику
найти
исполнительское
решение. В ходе
мастер-класса
была
представлена
еще одна
модель
урока, где
Маэстро был
совершенно
другим,
работая с
пятикурсником
Иваном
Мельниковым
над пьесой
финского
композитора
П.Макконена
"Полет над
временем". Изменились
все
исходные
данные:
другая эпоха,
другое
музыкальное
направление,
другой
стиль, жанр,
другие
традиции.
Естественно,
изменились
педагогические
цели и задачи.
Неизменными
оставались
качество
занятия,
безупречный
липсовский
стиль
общения со
студентом,
уважительное
отношение к
его
индивидуальности.
После
определения
художественных
ориентиров,
особенностей
музыкальной
формы, выяснения
исполнительских
намерений и
возможных
при этом
проблем
возникла
необходимость
приподнять
завесу над
"кухней"
музыкальной
техники. При
определенных
условиях ей
под силу творить
настоящие
чудеса. Началось
колдовство
над звуком,
который не
сразу
обретает
эпитеты
"ажурный",
"чарующий",
"пленительный",
и не сразу
превращается
в образец
изобразительного
искусства.
Но Мастер
знает как направить
творческие
поиски
студента на
филигранное
совершенствование
технических
приемов, не
теряя при
этом
главную
цель - раскрытие
музыкально-художественного
образа. Заметим,
очень не
просто
подобные
уроки мастеров
отнести к
какому-то из
традиционных
видов,
существующих
в
классификациях
музыкальной
педагогики:
аналитическому,
гармоническому,
аппликатурному,
техническому,
художественно-исполнительскому
и пр. Причин
несколько: во-первых,
уроки, на
которых
задействованы
все
средства
восприятия
ученика -
"думаю",
"слышу",
"вижу",
"осязаю",
"действую",
чаще всего
не
существуют
в "чистом"
виде, в них
есть
содержательные
элементы и
других типов
занятий.
Мастер
вправе
использовать
их
избирательно
или
совокупно,
но строго дозируя
и подчиняя
методический
выбор художественной
задаче; во-вторых,
видовое
деление
уроков в
значительной
мере
условно и
предполагает
соприкосновение
и
взаимовлияние
исполнительских
целей и
задач. Это
доказывают
мастер-классы
известных
творческих
педагогов; в-третьих,
Мастер -
потому и
Мастер, что
горизонт
его
педагогики
беспределен
и зиждется
на гармонии
целого и
частного,
что открывает
простор
искусству
педагогической
импровизации
и
творчеству. Мастер-класс
Фридриха
Липса
убедительно
проиллюстрировал
непреложность
двух аксиом: а.
чрезмерное
внимание к
технике
игры (порочная
практика
"техницизма")
оборачивается
потерями
более
высокого
порядка -
неадекватным
или
неполным
восприятием
идейно-образного
содержания
музыки; б.
техника
игры не
должна быть
самоцелью,
она есть
средство
создания
музыкально-художественного
образа. По
Ф.Липсу, главное
не
пальцевая
ловкость, а
убедительная
передача
замысла
композитора,
что выполнимо
при
совершенной
технике. Но
на определенном
этапе
обучения
технику
стоит сделать
целью, чтобы
она могла
достойно
выполнять
свои функции.
После
мастер-класса
началось
общение, форма
которого не
поддается
однозначному
определению
и могла быть
названа и
круглым столом,
и
дискуссией,
и диалогом,
хотя этот коллегиальный
разговор по
содержанию скорее
напоминал
рубрику о
вузовских
проблемах "В
большой
профессорской",
которая не
так давно
существовала
в
центральной
прессе. В
нашей
импровизированной
профессорской
собрались
педагоги
разных
уровней
музыкального
образования:
организатор
мастер-класса
в рамках
фестиваля
"Виват,
баян!",
лауреат международных
конкурсов
доцент
Войтенко С.,
пять
профессоров
из академии
культуры и искусств
- Грузинов Е.С.,
Лузанов Ю.Н.,
Максимов В.П.,
Стефаненко
В.Ф.,
Стороженко
А.М.; два профессора
из
педуниверситета
- Кац А.М.,
Лакирев Е.М.,
доценты, ст.
преподаватели
вузов,
преподаватели
муз училища,
школ. Присутствие
столичного
гостя
Народного
артиста
России,
профессора
Ф.Р. Липса
придавало особую
значимость
профессиональному
диалогу
коллег. …Рукопожатия,
слова
искренней благодарности
за Урок,
который
получили все,
сидящие в
зале
студенты, и
их педагоги.
Публичная
демонстрация
мастерства -
уже давно
признанная
форма
повышения
педагогической
квалификации. …Под
одобрительные
аплодисменты
музыкант и
поэт Борис
Глошкин
произнес
поэтическое
выражение
нашей общей
признательности
и
благодарности:
Липс!
Генерация
идеи, Задумок
ярких
ураган! И брызжут
новые затеи, когда
Вы здесь.
Виват, баян! Путь
исполнительства
коварен, Но
здесь
мелодии…
лились. Самарский
зритель
благодарен Вам,
дорогой
маэстро
Липс! А
когда
эмоции
улеглись,
разговор о
баянном
искусстве и
педагогике,
школе игры и
мастерах
сразу обрел
деловой
характер.
Оказалась
объяснимой
природа
многих
проблем: национальная
баянная
школа, по
сравнению с
другими,
пребывает в юном
возрасте.
Между тем,
так многого
достигла,
сумев
воспользоваться
мировым и
отечественным
опытом
своих
старших
музыкальных
"родственников"
- мастеров
скрипичного,
фортепианного,
органного
искусства.
Это
позволяет
строить
смелые
прогнозы. Теряют
перспективу
мини-дискуссии
о первичном
и вторичном
в
музыкальной
педагогике
("кисть",
существующая
вне
интеллекта,
или
интеллект,
управляющий
ею).
Структурной
частью
каждого урока,
помимо
анализа
исполнительских
проблем и
поисков
варианта их
решения,
должно
стать
целенаправленное
развитие
творческого
начала
ученика,
которого
возможно
раньше следует
вывести из
"бескрылого"
состояния. И
когда он
ощутит в
себе силы и
стремление
творить, для
него
перестанет
существовать
дилемма,
хорошо или
плохо
подражать
лучшим
исполнительским
образцам.
Подражание
имеет право
на
существование
лишь как
исполнительский
тренинг. В
цене же
всегда
остается индивидуальная
исполнительская
манера… Пока
дискутировали
педагоги, в
углу концертного
зала
"заседала
малая
профессорская"
- студенты бурно
обменивались
впечатлениями.
Немного
мешало
волнение.
Увереннее
держались "герои
дня". Ивана
Мельникова,
как сказал
он, "поразила
кропотливость
отделки
фраз, деталей
и удивила
память
музыканта:
он знал произведение
до
мельчайших
подробностей!".
И далее:
"Очень
тронула
искренность
стремления
помочь мне
обрести
себя и
исполнительскую
уверенность". Не все
смогли
выразить
нахлынувшие
чувства и
мысли. Но
ясно было
одно:
Фридриху
Липсу
удалось
очень
сильно
всколыхнуть
молодежь, а
такие
интеллектуальные
и эмоциональные
встряски
бесследно
не проходят.
Значит, цель
мастер-класса
достигнута. А.М.Стороженко,
Современный
баян.
-
Расскажите,
пожалуйста,
каким Вы
видите баян
сегодня?
Ведь, как я
понимаю,
сейчас это уже
совсем
другой
инструмент,
нежели
раньше,
гораздо
более сложный
и
многофункциональный.
Какую
музыку на
нём
исполняют
сейчас? – Но ведь
баян и та же
скрипка –
инструменты
по своей
природе
совершенно
разные.
Скидки на
инструмент,
безусловно,
недопустимы,
но разве
возможно
писать
музыку, не
учитывая особенностей
исполнения
на
конкретном
инструменте? – Какое
положение
занимает
сейчас баян
в ряду
других
инструментов?
Ведь слово
“баян” у большинства
русских
людей
ассоциируется
с чем-то
народным и
простым. – Кроме
России,
существуют
ли в мире
высшие учебные
заведения,
где
получают
образование
баянисты? – Где, по
Вашему
мнению, сейчас
изготавливают
действительно
хорошие, качественные
концертные
инструменты?
Производят
ли их в
России? – Если, не
секрет,
конечно, на
баяне какой
фирмы
играете Вы? – Каким Вам
представляется
будущее
баяна? Беседу
вела Фридрих
Липс -
баянист,
покоривший
мир, - помнит
родной
Еманжелинск
Татьяна
МАРЬИНА Челябинск
К
баяну люди
относятся
по-разному.
Одни превозносят
до
фанатизма,
не интересуясь
прочими
видами
исполнительского
творчества.
Другие, в том
числе музыканты,
не скрывают
своего
пренебрежения.
Создается
впечатление,
что
серьезная
музыка и
баян не
связаны
между собой.
Чем вызвано
это
противостояние?
Почему
бесспорное
лидерство русской
баянной
школы и, в
частности,
успех челябинских
исполнителей
часто
остаются
предметом
гордости
лишь самих
музыкантов-народников?
Мой
собеседник -
народный артист
России,
лауреат
международных
конкурсов,
профессор
Российской
академии
музыки
имени Гнесиных
Фридрих
ЛИПС. Гражданин
мира и
города
Еманжелинска
Это
культовая
личность в
баянном
искусстве.
Фридрих
Робертович
Липс стоял у
истоков
российской
баянной
школы. Он
виртуоз-интеллектуал,
для
которого
пишут
музыку крупнейшие
композиторы,
музыкант с мировым
именем,
планирующий
свои
концертно-фестивальные
маршруты на
год вперед,
автор книг и
статей,
посвященных
искусству игры
на баяне.
Самое
приятное,
что этот
талантливый
человек - наш
земляк. Он
родился и вырос
в
Еманжелинске,
учился в
Магнитогорске.
В Москве
живет давно,
но связей с
Южным Уралом
не теряет.
Недавно
Фридрих
Робертович
приезжал в
Челябинск -
выступал на
открытии VIII
международного
фестиваля
баянистов-аккордеонистов,
руководил
работой
жюри III международного
конкурса
молодых
исполнителей,
названного
в его честь
"Кубок
Фридриха Липса".
Несмотря на
плотный
график
конкурсных
прослушиваний,
ему даже
удалось
вырваться
на
несколько
часов в
Еманжелинск.
-
Мэр города
вручил мне
медаль и
удостоверение
"Почетный
гражданин
города
Еманжелинска",
- сказал
Фридрих
Робертович. -
Если
начинаются
ордена и
награды,
наверное,
возраст
подходит
основательный.
-
Как вы
отнеслись к
новому
названию
конкурса -
"Кубок
Фридриха
Липса"? -
Первым
инициативу
проявил мой
родной город
Еманжелинск.
Там сделали
конкурс для
юных
музыкантов
малых
городов. Я не
стал
ломаться.
Позже
выяснилось,
что
челябинскому
конкурсу
тоже хотели
дать мое имя.
Когда
полгода
назад мне
позвонили
из Челябинска
и спросили
разрешение,
я
согласился.
Я понимаю,
что это
придумано
не для меня -
для молодых
ребят-музыкантов,
которые
видят перспективу:
такой, как мы,
когда-то
бегал во дворе,
играл в
футбол, и
каким стал.
Искусство
игры на
баяне
молодо,
своих
лидеров у
нас мало, а
тут земляк
получил
признание
не только в
стране - в
мире. Если бы
здесь родился
Бетховен,
наверное,
конкурс
Бетховена
был бы уже
сто лет
назад. Думаю,
время все
расставит
на свои
места. Если
конкурс будет
жить, бренд
установится,
то можно,
наверное,
будет
сказать, что
идея была
удачной. Путь
к музыке -
Как
получилось,
что в шахтерской
семье вырос
музыкант? -
Я бы не
сказал, что
наша семья
была
немузыкальной.
Мама играла
на гитаре,
отец - в духовом
оркестре. В
доме были
баян,
мандолина,
гитара,
скрипка,
труба. Потом
отец
сконструировал
цимбалы, на
досуге
сделал
виолончель, балалаечный
контрабас.
Он с шахты
приходил и играл
на баяне.
Помню, мне
пять лет
было: сидит
он на диване,
с баяном,
играет
"Коробочку".
Руки
шахтерские,
рабочие. Я к
нему: "Пап, покажи
мне
"Коробочку".
Он сыграл
одну фразу и
говорит.
"Теперь
давай ты". Я
тут же за ним
ее повторил,
следующую
фразу он - и
так до конца.
Так что мое
музыкальное
образование
начиналось
в семье. А
недавно
узнал, что в
генеалогическом
древе Баха
есть фамилия
Липс. Мне
музыкальный
словарь
Гроува на
диске, еще
какие-то
книги.
Оказалось,
что род
Бахов идет
от двух
фамилий -
Файт и Липс.
Потом нить,
связанная с
родословной
Липсов,
где-то
прерывается.
Может, они в
Россию
уехали, а
может, это
другие
Липсы - не
знаю. Интересно
бы
разобраться,
но не знаю,
как это
сделать. -
Путь из
Еманжелинска
в Москву был
трудным? -
Я досрочно
окончил
музыкальную
школу в Еманжелинске,
училище в
Магнитогорске.
В Москве
учился в
институте
имени
Гнесиных.
После
института
меня
оставили
работать на
кафедре, я
стал
выезжать на
гастроли по
стране, за
рубеж. -
Почему не
поехали
дальше, на
Запад? -
Тогда не
стоял
вопрос,
ехать на
Запад или нет.
Люди начали
уезжать
позже - в 80-е, 90-е
годы. А что
там - лучше?
Наверное,
материально
лучше. Профессор
в Европе
получает
семь тысяч
евро в месяц.
Разве это
можно
сравнить с
нашими
зарплатами?
Но в
творческом
плане в
Москве
всегда было
интересно. "Полет
шмеля" за
полминуты -
Можно ли
судить об
исполнительском
уровне
баянистов-аккордеонистов,
послушав
выступления
лауреатов
международного
конкурса в
Челябинске? -
Конечно. Это
раньше был
один
международный
конкурс -
имени
Чайковского
в Москве.
Теперь
неважно, где
проходит
конкурс.
Если в
Челябинске,
то с Востока
и Запада
сюда
приедут
лучшие. Слава
богу, у нас в
стране все
потихонечку
выравнивается.
Выравнивается
соотношение
между
периферией
и центром,
ощущение
причастности
к
современному
уровню
жизни. Колбасу,
бытовую
технику,
автомобили
можно приобрести
в любых
городах -
больших и
малых. Если
есть
средства, вы
купите
"Мерседес" и в
Челябинске,
и в Москве, и в
Германии. В
музыке то же
самое.
Уровень
музыкальной,
художественной,
театральной
культуры
выравнивается.
Раньше я
думал:
почему в
Германии, в
маленькой
"деревушке"
Троссинген,
где живет
всего 15 тысяч
народу, есть
высшая школа
музыки
(по-нашему
консерватория).
Высшие учебные
заведения
рассредоточены
по всей Германии,
поэтому
люди в
провинции
не чувствуют
себя
обделенными.
А у нас нет.
Учиться надо
в Москве - в
консерватории
или институте
имени
Гнесиных, в
Петербургской
консерватории.
А все
остальное -
так себе. Но
ситуация
понемногу
меняется. -
Когда
слушаешь
баянистов,
кажется, что
на сцене -
одни
виртуозы. В
чем тут дело? -
Раньше
"Полет
шмеля"
Римского-Корсакова
баянисты не
слушали, а
смотрели,
засекая на часах
время:
больше
минуты или
меньше. Если меньше,
то хорошо. Да,
в музыке нет
метров,
сантиметров
и граммов,
чтобы
измерить
исполнительский
уровень.
Очевидно,
единственный
критерий -
трогает она
душу или нет,
насколько
тебе надо это
художественное
впечатление
как слушателю.
Технология
значительно
продвинулась
- это факт.
Есть даже
анекдот на
эту тему.
"Чем отличается
японский
пианист от
компьютера? Японский
пианист
играет
быстрее
компьютера.
Но
компьютер
играет
эмоциональнее".
В сочетании
быстроты и
эмоций
должен быть
баланс.
Конечно,
публике
нравится,
когда быстро.
Но мы должны
играть
разную
музыку. -
По-моему,
раньше так и
было,
бравурность
и скорость
не утомляли. -
В последнее
время мы
растеряли
хорошую публику.
Почему?
Пропала
система
Росконцерта,
Госконцерта,
которые
осуществляли
гастроли
молодых
лауреатов.
Сегодня на
них нет
необходимого
спроса. Хотя слушателей
в России
хватит на
несколько Европ.
И
исполнителей-то
немало. Но им
не дают
сыграть,
потому что
денег на
культуру не
хватает.
Ведь
исполнитель
должен
приехать, оплатить
гостиницу,
получить
гонорар. Ну, пригласят
пианиста
Мацуева, он
даст один концерт
в
Челябинске.
А играть
надо не
только в
Челябинске,
но и в
Коркино,
Еманжелинске,
Златоусте.
Когда я
раньше
приезжал в
Челябинск с
Третьей
сонатой
Золотарева,
ее слушали
на ура, на бис
принимали! А
ведь это 23
минуты
сложнейшей
музыки,
сплошной
авангард.
Сейчас
трудно
играть
такую
музыку. Всем
нужны
сиюминутные
аплодисменты.
Вышел на
сцену -
аплодисменты.
Чем только
не берут: играют
одно и то же,
самую
популярную
музыку. -
Чем это
объяснить? -
Мы выросли
из
народного
любительского
музицирования
- гармоника,
баян. Корни
наши - из
народа. Чем удобен
баян? В нем
есть и
мелодия, и
аккомпанемент.
У скрипки
или духовых
инструментов
- только
мелодия. У
фортепиано
вроде есть и
мелодия, и
аккомпанемент,
но он не транспортабелен.
Его нельзя
переносить
по свадьбам.
Вот баян
можно.
Потому он и
появился в
народе. Когда
Губайдуллина
стала
сочинять
для баяна -
Много ли
пишут
композиторы
для баяна? -
Теперь да. Но
лет сорок
назад
крупные
композиторы
для баяна не
сочиняли.
Сами
баянисты,
которые
обладали
импровизационным
даром, стали
брать
народные
темы и
делать к ним
вариации.
Один из
таких
самородков -
Иван Яковлевич
Палицкий из
Саратова,
столетие которого
мы отмечаем
в этом году.
Он написал
замечательные
вариации на
темы
русских народных
песен,
сделал
обработку
"Жаворонка"
Глинки, и
пошло. Затем
появились
композиторы-народники,
профессионалы
- Чайкин, Холминов,
Шишаков.
Наши
баянисты
играли и
Шостаковичу,
и Холминову,
но баян не
производил
на них
впечатления.
Мы все
мечтали:
"Нам бы выбраться
туда, в
элиту". С
помощью
Третьей
сонаты
Золотарева
мне удалось
вырваться.
Для меня
начали
писать
Александр
Холминов,
Эдисон
Денисов,
Александр
Журбин,
Кирилл Волков.
Когда уж и
Губайдуллина
стала
сочинять
для баяна,
встрепенулись
и другие
композиторы.
Баян
утвердился.
Композиторы
используют
его и соло, и в
ансамбле.
Образно
говоря,
раньше мы
просили
написать
для баяна, теперь
композиторы
нас просят
играть
новые сочинения.
Но что
интересно.
Выйдя на
такой уровень,
мы, баянисты
(я имею в виду
и педагогов,
и
слушателей,
и студентов,
и любителей),
вдруг
растерялись.
А туда ли мы
зашли? Меня
давно уже
упрекают:
Липс баян не
туда завел. Получается
как в том
анекдоте.
Шли к
высокому,
свернули в
переулочек -
пивка чуть-чуть
попьем.
Такое
ощущение,
что испугались.
Поэтому
публике
теперь надо
только быстрое
и веселое. -
Вы говорите,
баян молод.
Что это
значит? -
Середина
прошлого
столетия -
это
примерный
отсчет
появления
профессиональной
школы в
России,
когда баян, аккордеон
стали
частью
образовательного
процесса в
средних и
высших
учебных
заведениях.
По-моему, в 1948
году
открылся
факультет
народных
инструментов
в институте
имени
Гнесиных,
потом в
других
вузах.
Сейчас, кроме
Московской
консерватории
имени
Чайковского,
баян есть
везде. -
Русская
баянная
школа и
западная
отличаются? -
Разность
есть всегда.
Чайковского
лучше играют
русские
симфонические
оркестры, Бетховена
- наверное,
немецкие,
Штрауса -
венские. Тут
никуда не
денешься.
Так и у нас.
Нашу школу
уважают, боятся
на
конкурсах.
Потому что
мы лидеры. Мы
все время
даем
стабильные
результаты.
А в Европе
конкуренция:
то из
Франции
кто-то "выстрелит",
то из Италии,
из
Финляндии.
Наша школа -
технически
более
оснащенная,
может быть,
более
эмоциональная.
Иногда нам
ставят в
упрек, что
слишком
романтично
играем Баха,
надо бы
строже
играть. Это
правильно,
потому что
славянская
душа
прорывается
даже в
музыке
барокко. С
другой
стороны, у
меня тоже
есть
претензии к
западной
школе. Там
слишком все
прагматично.
Тем не менее
в Москву
едут
учиться
отовсюду,
ряд ведущих
российских
баянистов
активно
давал мастер-классы
за рубежом.
Четко можно
сказать:
европейцы
многому у
нас
научились и
теперь сами
репродуцируют
товар
высокого
класса.
Сейчас
искусству
игры на
баяне хотят
научиться
китайцы. Ученики
- всегда
лауреаты -
В класс
профессора
Липса
трудно
попасть? -
У нас
демократия.
Люди
приезжают,
пишут заявление,
у какого
педагога
хотели бы
учиться. Я
могу
выбрать из
тех, кто
захотел учиться
у меня. -
Ваши
ученики
всегда
побеждают
на конкурсах?
-
В основном
да. Но дело не
в этом.
Раньше было два
международных
конкурса в
год, и к ним еще
всесоюзный
отбор. Выйти
на
международную
арену было
очень
трудно.
Когда в 1969 году
я получил
первую
премию в
Клингентале,
после
конкурса
нас принимала
министр
культуры
Фурцева.
Слева сидели
лауреаты-вокалисты
- Ирина
Архипова,
Владислав
Пьявко,
Тамара
Синявская.
Справа -
баянисты.
Теперь ни
министр
культуры, ни
Швыдкой у
поезда не
стоят.
Конкурсов
много,
участие
принимают
те, у кого
есть
средства
приехать,
оплатить
взнос,
гостиницу.
Звание
лауреата
несколько
девальвировалось.
Это жаль. -
Говорят,
молодежь
теперь
другая,
более образованная.
Вы согласны? -
Думаю,
молодые
люди больше
подготовлены
к нынешней
жизни, более
прагматичны.
Они ощущают
необходимость
найти свою
нишу в жизни,
творчестве.
Теперь
выпускнику
никто не
предлагает
готовое
место.
Каждый
должен
устраиваться
сам. Жизнь
в самолете -
Вы спокойны,
обстоятельны,
никуда не
торопитесь.
Это и есть
размеренная
профессор-ская
жизнь? -
Размеренная,
спокойная?
Что вы. Моя
жизнь - вечный
стресс.
Можно
судить даже
по географии.
В Америке и
Норвегии
были
концерты и
запись.
Вскоре
после
возвращения
из Челябинска
предстоит
концерт в
Москве,
посвященный
Софье
Губайдуллиной.
Потом в
Саратове
играем
Пьяццоллу с
моим
квинтетом,
два
отделения.
После
возвращения
в Москву на
следующий день
еду в Казань -
играем два
отделения
Губайдуллиной.
Это ее город,
у нее юбилей - 75
лет. 10 декабря -
российская
премьера, со струнным
квартетом
имени
Глинки
будем играть
Квинтет для
баяна
Подгайца.
Дальше концерт
в Ростове -
"Липс с
симфоническим
оркестром",
фестиваль
Губайдуллиной
в Торонто,
мой сольный
концерт в
Москве... Я
подсчитал:
более шести
часов
разной
музыки мне
надо держать
в пальцах,
чтобы быть
готовым
сыграть
сегодня
одно, завтра -
другое. -
Вы хотя бы
газеты
читаете? -
Газеты я
читаю все
время - в
метро,
самолете, поезде.
К сожалению,
все газеты у
меня старые,
потому что в
Москве
прочесть не
успеваю. В
Челябинск привез
газеты
двухнедельной
давности. И
книжки
читаю.
Недавно
прочел,
наконец,
Довлатова,
"Москва-Петушки"
Венички
Ерофеева. Сейчас
читаю
нашумевшую
книжку Дэна
Брауна "Код
да Винчи". Не
потому, что
модно.
Просто очень
многое мне
кажется
интересным -
не могу
оторваться.
Жаль,
времени
свободного
мало. Я и в
Челябинске
продолжаю
работать:
редактирую
свой
очередной
сборник,
который выходит
в печать в
декабре.
Сегодня с
утра, например,
в гостинице
проигрывал
два сочинения
оттуда,
корректировал.
Буквально
две недели
назад в
Вильнюсе
играли со
скрипачом Гидоном
Кремером
"Семь слов"
Софьи Губайдуллиной
на
фестивале
"Кремерата-Балтика".
Знакомы мы
давно,
перезваниваемся.
Летом не мог
ему
дозвониться,
поэтому
спросил: "Гидон,
ты все еще
живешь в
Париже?". Он
ответил: "Да,
я все время
живу в
Париже. Но
меня все время
там не
бывает". И я
подумал:
такая
занятость,
когда
постоянно
находишься
в разъездах,
делах, в
состоянии
стресса, - это
есть, очевидно,
и мой стиль
жизни.
|
Вести
с
родного
края.......(Челябинская
область)
Фридрих
Робертович
Липс - лауреат
международного
конкурса
баянистов –
аккордионистов,
заслуженный
артист РСФСР,
профессор
музыкальной
академии им.
Гнесиных. В 20
лет Фридрих
Липс
становится
лауреатом 1
премии
международного
конкурса. В 1972
году окончил
институт
им.Гнесиных и
сразу же
поступил в
аспирантуру,
которую окончил
в 1974 году.
Получил
звание
доцента.Свой
первый
сольный
концерт Липс
сыграл в 1970
году в Магнитогорске.
А в 1971 году его
концерт
посчастливилось
услышать
землякам -
Еманжелинцам. Много
выступает за
рубежом – в
ГДР,
Болгарии,
Монголии,
Чехословакии,
Норвегии,
Дании, США,
Корее и
других
странах мира.
Его записи
включены в
"Золотой
фонд" Всесоюзного
радио,
пластинки и
диски пользуются
широким
спросом.Фридрих
Робертович- страстный
пропагандист
баянной музыки. Талантливый,
высокопрофессиональный
музыкант,
отлично
знающий
выразительные
возможности
своего
инструмента
и умеющий
полно
использовать
их, Липс
доносит
глубину замысла
и
философский
подтекст
самых сложных
по
музыкальному
языку
сочинений.
Имя Фридриха
Липса сегодня
стоит в
первом ряду известных
Российских
музыкантов,
прославивших
русский баян
во всем
мире.В 1995 году
Фридриху
Робертовичу
Липсу было
присвоено
высокое
звание
"Народный
артист
России".Под
редакцией
Фридриха
Липса,
издательство
"Музыка" и
"Советский
композитор" выпустили
несколько
музыкальных
сборников,
составленных
из лучших
произведений
отечественных
и зарубежных
композиторов,
входящих в
его
концертный
репертуар, а
также его
книгу
"Искусство
игры на
баяне" . Автор
ряда статей,
касающихся
игры на баяне
и
методических
пособий.
В 2005
году имя
Фридриха
Липса было
присвоено Еманжелинской
детской
школе
искусств, в которой
он учился. В 2006г.
музыканту
вручили удостоверение
и знак
"Почетного
гражданина
Еманжелинского
района" .
Международный
фестиваль
"Баян и
баянисты".
На
протяжении
многих лет
фестиваль
собирает в
Москве
большое
количество
поклонников
баяна,
педагогов,
студентов из
городов России
и зарубежья.
Художественным
руководителем
фестиваля
является
народный
артист России,
профессор
РАМ им.
Гнесиных
Фридрих Липс.
Многогранная
творческая
деятельность
профессора
Липса во
многом
определяет
пути
развития
академического
баяна на
современном
этапе.
Огромное
количество
записей и
научных работ,
вышедших в
России,
Японии, США,
Австрии,
Швеции,
Франции и
других
странах,
является
важным
учебным
пособием для
баянистов и
аккордеонистов
во всем мире.
Большая
часть
произведений
для баяна,
написанных
крупнейшими
композиторами
современности,
такими как С.
Беринский, С.
Губайдулина,
Э. Денисов, В.
Золотарев, Е.
Подгайц, Б.
Претч, А.
Холминов,
посвящена
Фридриху
Липсу.
Впервые эти произведения
были
исполнены им
в крупнейших
концертных
залах мира со
многими выдающимися
музыкантами
и дирижерами
- Юрием
Башметом,
Валерием
Гергиевым,
Йо-Йо Ма, Гидоном
Кремером,
Мстиславом
Ростроповичем,
Геннадием
Рождественским,
Владимиром Спиваковым.
Более
шестидесяти
лауреатов
крупнейших международных
конкурсов
являются
воспитанниками
Фридриха
Липса, среди
которых музыканты
из России,
Америки,
Австрии,
Англии, Германии,
Испании,
Китая,
Финляндии,
Франции.
В 2002
году по
инициативе
Фридриха
Липса был учрежден
благотворительный
фонд, основным
направлением
деятельности
которого является
пропаганда и
развитие
баянного искусства,
популяризация
баяна и
поддержка талантливых
музыкантов.
За
три года
работы Фонд
успешно
осуществил
федеральный
проект по
проведению
международного
фестиваля
"Баян и
баянисты" в 2002,
2003 и 2004 годах.
Принцип
организации
фестиваля
остается неизменным.
На одной
сцене
выступают
как признанные
мастера, так
и одаренная
молодёжь - победители
престижных
международных
конкурсов:
"Кубок мира",
"Трофей
Мира" (Португалия),
Гран-при Мира
(Франция), "CITTA DI CASTELFI-DARDO"
(Италия),
конкурса в
Клингентале
(Германия),
"Аррасате"
(Испания) и
многих
других.
На
фестивале
представляют
свое
искусство не
только
баянисты и
аккордеонисты,
но и представители
других
инструментальных
школ. В
ансамблевой
игре вместе с
баяном звучат
струнные,
духовые и
ударные
инструменты.
Баян звучит в
сопровождении
народного и
симфонического
оркестров.
В
программе
фестиваля
этого года
прозвучат
произведения
классических
и современных
композиторов,
популярная
музыка и джаз.
По
традиции в конце
фестиваля
вручаются
"Серебряные
диски" за
заслуги в
баянном
искусстве. Их
обладателями
в разные годы
стали
Марсель Аззола,
Виктор
Власов,
Виктор
Гридин, Юрий
Казаков,
Фридрих Липс,
Матти
Рантанен,
Альберт Репников
и Александр
Скляров и
другие.
В
Москве
открылся
международный
фестиваль баянистов
05.12.2007
22:47
Известные
музыканты из
Германии,
Испании, Франции
и разных
городов
России
выступят в
Москве на ХIХ
Международном
фестивале "Баян
и баянисты".
Сегодня этот
традиционный
многолетний
смотр открылся
в концертном
зале
Российской
Академии
музыки имени
Гнесиных.
Как
сказал
участникам и
гостям
фестиваля его
художественный
руководитель,
народный
артист
России
Фридрих Липс,
"в этом году наш
праздник
посвящен
100-летию
российского баяна
и 80-летию
конструктора
модели
"Юпитер"
Юрия
Волковича". По
словам
Фридриха
Липса,
"фестиваль
продолжит
открытие
новых
талантов, в
дни смотра
прозвучат
новые
сочинения,
продемонстрируют
искусство
признанные
мастера Санкт-Петербурга,
Ростова-на-Дону,
Красноярска".
На
фестивале
выступят не
только
баянисты и
аккордеонисты,
но и
представители
других инструментальных
школ,
народный и
симфонический
оркестры. В
программе -
произведения
классиков и
современных
композиторов,
популярная,
народная
музыка и
джаз.
Участниками первого
вечера стали
оркестр
аккордеонистов
Московского
института
имени Шнитке
"Виват, аккордеон",
камерный
оркестр РАМ
имени Гнесиных,
молодые
музыканты -
лауреаты
международных
конкурсов.
6
декабря
организаторы
смотра
пригласят слушателей
на концерт
заслуженного
артиста
России
Сергея Найко
и профессора
Парижской
национальной
консерватории
Макса Боннэ.
На церемонии
закрытия 9
декабря
состоится
вручение
"Серебряных
дисков" за
большие
заслуги в
баянном
искусстве, сообщает
ИТАР-ТАСС. Ежедневно
в фойе концертного
зала РАМ
имени
Гнесиных
будет
демонстрироваться
выставка
баянов и
аккордеонов
ведущих
российских и
зарубежных
производителей.